Сила песен фронтовых

19 февраля 2015 - Administrator

Бауыржан Момышулы учил нас, что при воспитании у солдата боевых качеств бойца колоссальное значение имеет использование материалов, касающихся военного прошлого разных народов и национальных традиций.

Общеизвестно, что Гитлер надеялся легко разбить якобы «колосса на глиняных ногах» – многонациональную, многоязычную, многоконфессиональную страну. Но победили мы. Это результат и целенаправленной идеологии государства.

К примеру, перед отечественными кинематографистами была поставлена задача – отразить посредством киноискусства героическую борьбу советского народа с фашистскими оккупантами, создать фильмы, мобилизующие народ на разгром врага. С первого же часа войны, с первой строки и такта бессмертной песни «Вставай, страна огромная…», с первого штриха на белом ватмане плаката «Родина-мать зовет!» и до самой Победы культура была сражающейся.

У каждого времени, у каждого поколения – свои песни. Многие из них вместе с поколением своим и уходят, забываясь бесследно. Однако есть песни на все времена. Именно такие – песни Великой Отечественной войны. Потому что рождены они в жестоком огне, когда на карту была поставлена сама жизнь, и сфальшивить, кажется, было почти невозможно.

Когда мы чуть повзрослели, то поняли, что музыка, песня имели огромную власть над солдатским сердцем. Под гитару, под гармошку, а то и просто под «свечи огарочек» овладевала она душою, омывала ее чистыми тайными слезами любви, преданности и надежды…

«После боя сердце просит музыки вдвойне» – это мы знаем из фильмов военных лет. Фронтовая песня вышла на передовую линию общенародной битвы, словно пушка на прямую наводку. Вот так и появились «Землянка», «Случайный вальс», «Синий платочек». А какие силы придавали бойцам «Вечера на рейде» или «На солнечной поляночке»... Не постичь трагедию войны и без гениальной, душу рвущей, глубочайшей народной песни-стона «Враги сожгли родную хату…» Михаила Исаковского.

Мы, дети, как и взрослые, жили тогда только войной. Напряженно следили за сводками Совинформбюро, старались хоть чем-то помочь взрослым, собирая колосья ржи или пшеницы, горох, копая картошку на колхозном поле. У большинства из нас отцы и деды воевали на фронтах. Мы были свидетелями трагических событий, когда семьи получали похоронки. У нас не было ни электричества, ни телевизоров, ни патефонов. Чуть позже в каждом доме появилась радиотарелка, а провода тянулись от сельсовета. Иногда привозили из райцентра кинофильмы, немые, без звука, киномеханик объяснял как мог, но мы были рады и этому.

Известно, что на основании решения Совнаркома в Алма-Ате с 15 ноября 1941 года была организована Центральная объединенная киностудия (ЦОКС) художественных фильмов на базе эвакуированных «Ленфильма» и «Мосфильма», а также Алма-Атинской киностудии. В первую очередь отечественный кинематограф поставил себе цель – «быстро откликаться на события, волнующие весь народ, найти такую форму, которая бы в кратчайшие сроки убедительно отражала на экране ту напряженную жизнь, которую ведет страна в борьбе за свою свободу от гитлеровских насильников». Эта форма была найдена и успешно воплощена в военных киносборниках, завоевавших большой успех у советского зрителя. Активно шла работа над полноценными художественными картинами, разными по жанрам и темам.

Огромное количество кинолент было посвящено, конечно, войне. Значительное место занимали фильмы о героической Красной армии, борющейся с немецкими захватчиками. Среди них такой фильм, как «Парень из нашего города» по одноименной пьесе Константина Симонова. Нашим соколам, громящим фашистских стервятников, посвящены ленты «Дорога к звездам» и «Железный ангел», мужеству и бесстрашию советских подводников – фильм «Подлодка», фронтовой дружбе двух пулеметчиков – «Два бойца».

В фильме «Партизаны» используется образ рядовой колхозницы, которая становится бесстрашным командиром партизанского отряда. Герой фильма «Секретарь райкома» – партийный руководитель района, захваченного немцами.

В 1942 году на ЦОКС были сняты фильмы, многие из которых пересматривают до сих пор, – «Поход Ворошилова», «Оборона Царицына», «Машенька», «Волшебное зерно», «Убийцы выходят на дорогу», «Парень из нашего города», «Котовский», «Ленинградцы», «Антоша Рыбкин», «Страна родная», «Актриса». В 1943 году были запущены в производство «Партизаны», «Во имя Родины», «Фронт», «Воздушный извозчик», «Жди меня», «Кто она», «Небо Моск­вы», «Она защищает Родину».

Мы разучивали в школе все фронтовые песни на слух, не было нот, да и кто знал нотную грамоту в деревне, лишь слова песни нам диктовали на уроках музыки. Репертуар все пополнялся и пополнялся: «Священная война» и «Марш артиллеристов», «Моя Москва» и «Под звездами балканскими»… Мы даже сочинили свой текст на мотив популярнейшей тогда «Катюши».

В нашей семье, начиная с деда, отца и дяди (младшего брат отца), все играли на гармошке, и неплохо. И я с малых лет, как себя помню, «пиликал» на ней и быстро научился играть, особенно все плясовые мелодии, потом уже – военные песни. Организовали в школе художественную самодеятельность, особенно этим гордились наши родители. Клуба в деревне не было, выступали в закрытой к тому времени церкви.

Невозможно рассказать обо всех интересных находках и открытиях тех лет. Волнует лишь одно: подрастающее поколение не знает этих песен, мелодий и слов, не замечает слезы на глазах ветеранов, когда исполняются песни военных лет. Жаль, что в школах на уроках музыки не учат их, не рассказывают о тех грозных военных годах...
Всем грядущим поколениям, наследникам славы героев Великой Отечественной войны Победа вручила драгоценное достояние – науку любить Родину и побеждать ее врагов. На их плечи ляжет бремя ответственности за спокойное и свободное «завтра» Отечества. И важно, чтобы несли они этот груз достойно – как отцы и деды наши. Только в этом залог свободы и независимости Казахстана!

Вот почему проблема сохранения уроков и заветов Победы 1945 года имеет сейчас принципиальнейшее, поистине судьбоносное значение. Иначе тяжелая кувалда вседозволенности, безудержный азарт погони за удовольствиями отобьют у молодежи историческую память, а с нею – и чувство патриотизма как некий «атавизм», пережиток прошлого. А это так дорого, так важно в наше тоже нелегкое время.

Автор: Владимир ПИГАВАЕВ,

член Союза журналистов СССР и Казахстана, Семей


Пигаваев В. Сила песен фронтовых // Казахстанская правда. - 2015. - 17 февраля

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий