Борис Петров: «Я всё время хотел писать о войне…»
Минувшим летом в Петропавловске вышла книга нашего писателя-земляка Бориса Петрова «Военная проза».
Сразу отметим уникальную особенность сборника произведений — это первая книга писателя, вобравшая в себя лишь одну тему — тему Великой Отечественной войны. Кроме этого, в книгу вошли рассказы и дневниковые записи автора, которые ранее либо не публиковались полностью, либо были напечатаны в разные года лишь на страницах республиканских и местных газет.
Военная проза — это лишь одна из граней творчества писателя. Однако, она была самой дорогой, самой близкой для автора. Большую часть творчества писатель посвятил мирному труду североказахстанцев. Этого настойчиво требовала жизнь. Но в то же время он признавался в своей автобиографии: «Я всё время хотел писать о войне, о подвигах солдат, моих сверстниках».
Постоянное желание писать о войне объяснялось просто: Петров был фронтовиком, кадровым военным. Ещё в юношеские годы он видел себя в мечтах за штурвалом военного самолёта. Но стать лётчиком ему не довелось: подвело зрение. Пришлось переключиться на пехоту. В 1940 году Петров поступил в двухгодичную полковую школу младших командиров и первое боевое крещение получил в июне 1942 года в качестве командира взвода под Сталинградом. Войну закончил осенью 1945 года в должности начальника химической службы артполка 1-го Дальневосточного фронта.
Отмахав не одну тысячу военных вёрст, Петров остался жив. Но война продолжала преследовать его: с годами всё мучительнее давали знать о себе ранение и контузия. Недуг не поддавался лечению и случилось так, что писатель в самый разгар творчества оказался скованным параличом. Борис Николаевич умер 3 ноября 1971 года в возрасте 51 года.
По замыслу составителей сборника, книга была приурочена к 65 годовщине Победы и 90-летию со дня рождения писателя (Петров родился 6 августа 1920 года), но обстоятельства сложились так, что «Военная проза» вышла накануне другого памятного и печального события: к 40-летию со дня смерти писателя.
Военная проза писателя — это, наверняка, лучшая часть его творчества. Убедительным доказательством этому служит тот факт, что первый большой успех и признание писательского таланта пришли к Петрову именно после публикации произведения о войне. Это был большой рассказ «Голубая падь», напечатанный в 1948 году в новосибирском журнале «Сибирские огни». Голубая падь — это живописная горная долина на территории Манчжурии, где на развилке дорог, рядом с бревенчатым мостом, перекинутым через безымянную речку, три девушки-регулиров-щицы обосновали новый пост. Это была территория, освобождённая советскими войсками, вдали от линии фронта и, казалось, что ничто не предвещало опасности. Но тишина Голубой пади была обманчивой. Уже в первое ночное дежурство девушки неожиданно для себя вступили в схватку с коварным и жестоким противником, защищая важный стратегический объект — мост через реку.
Рассказ «Голубая падь», привлёкший внимание к имени автора, был напечатан тогда, когда тема войны оставалась главной в литературе. Но проза молодого автора не затерялась. Писатель нашёл свою нишу, свои краски, свой почерк. Художественные достоинства рассказа «Голубая падь» характерны фактически для всей военной прозы писателя. Герои его произведений — это, как правило, рядовые солдаты, вынесшие на своих плечах все тяготы войны. Почти каждый из них имеет свой прототип — это воины, с которыми пересеклись фронтовые дороги писателя. Характеризуя своих героев, автор, прежде всего, раскрывает их внутренний мир, нередко подчёркивая, как за суровой солдатской внешностью скрывается душевная щедрость, умение сопереживать чужому горю, доброта и миролюбие. Одной из характерных черт военной прозы Петрова является присутствие в ней тонких, одухотворённых картин природы. Казалось бы, природа и война несовместимы. Война калечит и губит как людей, так и природу. Но у писателя природа гармонично вплетается в сюжет произведения либо как действующая магическая сила, способная сопереживать герою, либо как могучий символ всепобеждающей жизни на земле. Писатель ушёл из жизни, не успев осуществить своих творческих планов о самых памятных годах своих жизни — о Великой Отечественной войне. Свидетельством тому — многочисленные наброски, зарисовки, имена и т. д., занесённые между боями в блокноты, тетради, листки бумаги. Весь этот фронтовой багаж сегодня хранится в семейном архиве писателя. Однако, свою главную мечту — написать военный роман, он успел воплотить в жизнь. Это был его единственный роман, вышедший в печати в 1970 году, за год до смерти. Своё детище автор назвал «Воскресный наряд». В этом названии заключена острота сюжета романа. Ведь воскресный наряд — это очередное задание небольшой группе бойцов нести охрану склада с оружием в воскресенье 22 июня 1941 года. Причём склад находился на белорусской земле в нескольких километрах от границы, где тогда были сосредоточены вражеские силы для нападения. Уже в первые минуты войны ни о чём не подозревавший отряд оказался за линией фронта, в тылу врага…
В сборнике «Военная проза» помещены два произведения («Сады цветут» и «Манчжурский дневник»), которые имеют прямое отношение к личности автора. В них рассуждения о жизни, о судьбе самого писателя. Эти дневниковые записи не были опубликованы при жизни автора, по-видимому, из-за их личностного характера. Теперь у нас есть возможность характеризовать писателя как личность, несомненно, человека очень честного, смелого и удивительно скромного. Эти качества, на мой взгляд, особенно ярко проявились в схватке один на один старшего лейтенанта Петрова с самураем (Маньчжурский дневник, запись 14 августа 1945 года).
Произведения Бориса Петрова о войне посвящены светлому мужественному поколению победителей. Они пронизаны горячим желанием писателя увековечить их великий подвиг, который стал бы живым примером для грядущих поколений.
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Добавить комментарий |