В немногочисленных исторических источниках, посвященных истории нашего города, о крепостной церкви в честь святых апостолов Петра и Павла упоминания крайне скудны. Отсутствие информации в архивах пока не позволило местным исследователям восстановить страницы ее истории. Досадно, поскольку именно эта церковь была первым православным храмом Петропавловска, да и всего Северного Казахстана.
Окончательно пока не установлена точная дата основания этой церкви. В своей работе «Город Петропавловск за 200 лет» исследователь А.И. Семенов утверждает, что построена она в 1766 году. Однако известно, что в те времена при строительстве крепости обязательно закладывалась и гарнизонная церковь в честь небесного покровителя военного укрепления. Крепость же святого Петра начала возводиться летом 1752 года. Неужели в течение 14 лет гарнизон крепости и православное население предместья обходились без собственного храма? В разных крепостях проблема эта решалась разными способами. Так, в Усть-Каменогорской крепости в начале XVIII века, еще до постройки капитального здания, храм был устроен как походный, из складных рам со стенами из штофа и переносным иконостасом. В других случаях строительству его предшествовала закладка часовни. Вероятно, так было и в Петропавловской крепости, поскольку имеются сведения о том, что в одном из бастионов, крепости была часовня в честь святого Петра. Поэтому можно согласиться с мнением А.И. Семенова о строительстве крепостного храма в 1766 году, тем более что в этот период происходила реконструкция крепостных сооружений, в ходе которой могло быть построено и капитальное здание церкви.
Первое здание крепостной церкви в честь святых апостолов Петра и Павла было деревянным. Располагалось оно в равелине между Нагорным и Форштадтским бастионами. Прихожанами церкви были не только военнослужащие гарнизона крепости, но также и казаки станицы, жители подгорного и нагорного предместий, поскольку вплоть до освящения в 1815 году первого придела Покровской казачьей церкви она оставалась единственным в городе духовным центром для православного населения. Непроясненным остается вопрос о строительстве каменного здания крепостной церкви. С одной стороны, имеется ряд сведений о том, что каменная церковь во имя святых апостолов Петра и Павла заложена 29 июня 1831 года на горе в крепости на месте пришедшей в ветхость старой крепостной деревянной церкви. С другой стороны, источники сообщают о строительстве каменной церкви на территории крепости, остановленном еще в 1791 году из-за плохого качества кирпича. При этом также сообщается, что в одном из равелинов крепости есть единственная здешняя деревянная во имя святых апостолов Петра и Павла церковь. Поэтому пока неизвестно, какая же церковь строилась в 1791 году: либо это было новое здание для старой церкви, либо вообще было начато строительство нового храма.
Строительство же каменной церкви святых апостолов Петра и Павла, заложенной 29 июня 1831 года на месте старой деревянной, длилось с 1836 по 1841 год. Освящена она была 25 января 1842 года. Велось строительство на средства прихожан.
О том, как выглядела эта церковь, оставалось только догадываться. Ни одного ее изображения до недавнего времени не было найдено. Закрытая и оскверненная в годы воинствующего атеизма, перестроенная для нужд военной промышленности в 1941 году, она еще и сейчас, «истерзанная», с «главой усекновенной», обозрима не только со стороны Подгоры и нагорной части города, но также с различных сторон при въезде в город и с многих других мест. Такая ее обозримость даже в полуразрушенном виде не случайна. Все дело в том, что к XVIII в. в русском православном зодчестве, а затем в градостроительстве накопился многовековой опыт использования ландшафтных особенностей при выборе места для возведения храмов. Крепости, из которых вырастали города, как фортификационные сооружения ставились в местах, наиболее защищенных природными преградами, на высоких речных берегах, на возвышенном рельефе, окруженном оврагами. Поэтому возведенные в них храмы становились высотными и силуэтными ориентирами, а позже влияли на формирование композиции и очертаний всей городской застройки. Характерной особенностью Петропавловской крепости, а позже и города Петропавловска явилось их размещение на берегу реки Ишим со сложным рельефом, что не могло не отразиться на формировании панорамы со стороны реки и на сооружении храмов-доминант, определяющих общую композицию города. Первым из этих храмов и была крепостная церковь в честь святых апостолов Петра и Павла.
«Кладбищенская Всехсвятская церковь бесприходная, однопрестольная, в честь всех святых. Построена в 1890 – 1894 годах усердием петропавловского купца Саввы Исидоровича Хлебникова и жены его Анны Дмитриевны. Здание церкви и связанной с ней колокольни каменные, обнесены железной на каменном фундаменте оградой. Особо чтимых икон и земли при церкви нет» / Из книги Голобушина И. Справочная книга Омской епархии. Омск, 1914. Храмы и приходы Петропавловска Акмолинской области.
Задумывалась она как кладбищенская, сотни горожан нашли близ нее вечное упокоение. Среди известных - Григорий Иванович Казанцев - почетный гражданин города Петропавловска, умер в возрасте 71 года 20 июля 1913 года.
«Омские епархиальные ведомости» вековой давности свидетельствуют: строительство церкви происходило с благословения святого праведного Иоанна Кронштадского, бывшего проездом в Петропавловске. Паствы своей праведник не забывал, в дальнейшем делал крупные взносы на строительство. Велось оно за счет пожертвований купечества, среди которых особенно постарались для общества купцы Хлебниковы – на их средства в 1898 году была открыта и церковноприходская школа. Учили здесь толково и всерьез. Государство тратило на школу 300 рублей в год. В 1900 году при церкви открывается богадельня, через 7 лет по указу Святого Синода – женская община – монастырь, первой настоятельницей которого стала монахиня Виталия.
Иконостас в церкви сегодня тот же, что и век назад. Среди реликвий есть редчайшие: привезенный безвестным прихожанином из Святой земли медальон с частицами мощей архидиакона Стефана; в одной из икон находится частичка мощей Пелагеи, тоже прославившейся на заре христианства. Бережно хранится подаренная храму Николаем II икона, на которой изображены трое покровителей семьи Романовых – св. Николай, мученица Александра, св. Алексей, митрополит Московский.
В стенах Всехсвятской церкви совершал службу епископ Петропавловский , викарий Омский Мефодий, казненный в 1921 году во время крестьянского восстания. Место захоронения епископа неизвестно, так как власти опасались народного почитания . Его останки нашли себе место упокоения в одной из братских могил того времени. Владыка Мефодий причислен к лику новомучеников Российских в 2000 году во время Поместного собора Русской Православной Церкви.
Церковь – единственная – ни на один день не закрывающая дверь для людей: из семи храмов в Петропавловске пять были разрушены, а Собор св.Петра и Павла был возвращен общине верующих лишь в середине 40-х годов.
Земли, находящиеся во владении церкви и здания, были конфискованы. Кладбище вокруг церкви разрушено, на его месте сейчас находится парк и построен стадион «Авангард».
В настоящее время настоятель храма – иерей Виктор (Михейкин), рукоположен в 1992 году епископом Елевферием в г.Чимкенте. С 1999 года при храме действует паломническая служба. Трудами отца Виктора действует воскресная школа. Несомненным успехом в церкви считают организацию «Православного братства», рассматриваемого как прообраз будущего монастыря. Подгруппа братства «Русский паломник» вот уже несколько лет отправляется по святым местам.
Ныне церкви вернули кладбищенскую территорию.
Готовясь отпраздновать 2000 - летие рождения Христа, служители православной церкви и представители общественности города в 1998 году обратились к горожанам со следующими словами: «Нравственным искуплением и восстановлением исторической справедливости станет строительство, и возрождение Храма Вознесения Господня в Петропавловске» В 1998 году был создан общественный фонд по его воссозданию.
В 1999 году в 19 микрорайоне Петропавловска было начато строительство православного храма, в память о некогда разрушенном величественном кафедральном Вознесенском соборе. Вся работа велась исключительно на добровольные пожертвования и в связи с этим можно уверенно сказать, что Вознесенский храм является общенародной стройкой.
В Петропавловск была завезена звонница из вновь отлитых шести колоколов, самый большой из которых весит 640 килограммов. Были отлиты колокола по специальному заказу в городе Каменске-Уральском Свердловской области.
Обшивку каркасов прямо на строительной площадке произвели специалисты из города Омска. Большое значение придавалось внутреннему убранству храма, которое является важным аксессуаром богослужения. На известном предприятии "Софрино", что в Московской области, были приобретены иконы, кресты, хоругви, подсвечники, купель, различная церковная утварь. В полу церкви строители соорудили баптистерий — крестообразное углубление, предназначенное для крещения. Украсила новый храм многоярусная люстра — паникадило.
Проект отдела электронной библиотеки СК ОУНБ им. Сабита Муканова.
2008г.